Общественно-политическая интернет-газета
Издается с 27 апреля 2005 года.
http://www.v-yakutia.ru
Контакт:

TOP 10 - обсуждаемых за 10 дней

ПОКУШАТЬ НА МИЛЛИОН. Об аппетитах и банкетах новой мэрии Якутска[16]
КАК СКАЛЛИ МАЛДЕРА «КИНУЛА». Из опытного политика сделали «свадебного сантехника»[12]
О ЧЕСТНОЙ И ПОРЯДОЧНОЙ "СУПЕР-МЭРШЕ" ЯКУТСКА...[10]
МЕНЯЕТСЯ РУКОВОДСТВО ГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗЫ. Удастся ли "Утуму" поставить своего человека в стратегически важный надзорный орган? [9]
СМИ СООБЩАЮТ ОБ ОБЫСКАХ В МЭРИИ. Органы проверяют сферу культуры? [7]
АЛРОСУ ГОЛЫМИ РУКАМИ НЕ ВЗЯТЬ... СТЫДНО...[6]
СУХАРИ ДЛЯ МЕСТНИКОВА. Стратегию развития аэропорта "Якутск" поручали разработать... кондитеру [4]

Поиск (одно слово)

Главная

Транспорт
Авиакомпания «Якутия» открыла продажу авиабилетов по субсидированным тарифам на 2019 год

Новости Гордумы
ИТОГИ VI СЪЕЗДА ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕТА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В ДВФО
Путин одобрил перенос столицы Дальнего Востока

В России
Боярский: Этические нормы не предписывают партийцам молчать

В республике
Якутия перейдет на цифровое телевещание 3 июня следующего года

Политика
Сахамин Афанасьев: Идеологическая платформа «ЕР» не изменится

В России
Без хамства и поплевывания: как «Единая Россия» решила стать прорывной - РБК

Образование и наука
Якутский студент - о стажировке в Герамнии

В России
Более трети новых членов Генсовета ЕР – секретари местных и первичных отделений

Образование и наука
Сэргэ – соргулаах үйэ илдьитэ

Экономика
Общий объем доходов бюджета Якутии в 2019 году составит 188,7 млрд рублей

В республике
МЕНЯЕТСЯ РУКОВОДСТВО ГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗЫ. Удастся ли "Утуму" поставить своего человека в стратегически важный надзорный орган?
[9]

Политика
«Единая Россия» проведет форум руководителей фракций для обсуждения реализации нацпроектов

В России
ЯКУТИЯ ПРЕДСТАВИТ В МОСКВЕ ПАРК ВЫСОКИЙ ТЕХНОЛОГИЙ
[3]

Кириенко поддержал создание Высшей партийной школы «Единой России»

В республике
Якутия принимает активное участие во втором Всероссийском правовом диктанте

БЛОГ РЕДАКТОРА
КАК СКАЛЛИ МАЛДЕРА «КИНУЛА». Из опытного политика сделали «свадебного сантехника»
[12]

Транспорт
«Железные дороги Якутии» перевезли пять млн тонн грузов в текущем году

В России
Экс-министр здравоохранения Якутии возглавил Минздрав Карелии

Транспорт
Глава Якутии и министр экономики Японии обсудили строительство моста через Лену

БЛОГ РЕДАКТОРА
О ЧЕСТНОЙ И ПОРЯДОЧНОЙ "СУПЕР-МЭРШЕ" ЯКУТСКА...
[10]

Скандал
Первый заммэра Якутска Владимир Федоров обвинил якутскую журналистку в клевете - SAKHADAY

Ну и ну!
СУХАРИ ДЛЯ МЕСТНИКОВА. Стратегию развития аэропорта "Якутск" поручали разработать... кондитеру
[4]

Экология
Денис Белозеров внес предложения по ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике

ЖКХ
Депутаты в регионах продолжат жесткий парламентский контроль за ходом «мусорной» реформы

В России
Юрий Трутнев ознакомился с экспозицией Якутии на Дальневосточной ярмарке

«Народный контроль» до конца года проведет мониторинг точек реализации пиротехники во всех регионах

БЛОГ РЕДАКТОРА
ПРИБЛИЖАЮТСЯ "100 ДНЕЙ"
[3]

Транспорт
Российским аэропортам выбрали имена Высоцкого, княгини Ольги и Рериха - РБК

ВИДЕО!
PolitRussia.ru ВЫПУСТИЛ ОЧЕРЕДНОЙ РОЛИК ПРО МЭРА ЯКУТСКА

В России
Партбилет на стол: чем будет заниматься комиссия «Единой России» по этике - РБК

Законодательство
Преступники в России могут оказаться на свободе в декабре - СМИ

ЖКХ
С 1 января в квитанциях якутян за коммунальные услуги появится новая строка

В России
Ольга Тимофеева: запуск мусорной реформы – личная ответственность губернаторов

Экономика
Закрытие сделки АЛРОСЫ и «Кристалла» может сдвинуться

В республике
В Якутии детям запрещают пропускать школу в минус 44, люди возмущены - REGNUM

В мире
Глава Якутии и губернатор Хоккайдо договорились о развитии сотрудничества

В улусах
Глава района Якутии передумал вводить обязательный национальный дресс-код - REGNUM

Скандал
В Якутске квартиру инвалида отключили от отопления в сорокаградусный мороз

В России
Министром здравоохранения Карелии может стать якут - СМИ

 

ЗАВОД ЯТЭК: ЗА И ПРОТИВ

МЫ РАЗРАБАТЫВАЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ СТАНЕТ КАТАЛИЗАТОРОМ РАЗВИТИЯ ЗАРЕЧЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯКУТИИ – ДЕНИС СОЛОМАТИН

Елена ТИХОНОВА

Проект завода по глубокой переработке газа, планируемого к разработке и реализации на территории заречного Мегино-Кангаласского улуса, еще на стадии «зарождения» вызвал в Якутии более чем широкий общественный резонанс.

Повлияет ли предприятие на экологическую ситуацию района и Якутска? Станет ли производство безотходным? Будут ли привлечены к работам местные специалисты? Какую социальную ответственность возьмет на себя предприятие?

Об этом - в эксклюзивном интервью Дениса СОЛОМАТИНА, генерального директора зарегистрированного в г.Якутске нового уполномоченного дочернего предприятия ЯТЭК - ООО «Якутский газоперерабатывающий комплекс», - интернет-газете «В Якутии.ру».

Интервью состоялось в Москве после подписания соглашения о сотрудничестве между Якутской топливно-энергетической компанией и датской фирмой «Хальдор Топсе».

- Денис Александрович, расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте предприятия по переработке газа в Якутии, его основных - рамочных – параметрах.

- Мы подписали соглашение с «Хальдор Топсе», согласно которому датчане предоставят лицензию на процесс производства метанола для завода, планируемого к строительству в центральной Якутии. Помимо этого, компания выполнит инженерную проработку в объеме базового пакета лицензиара, а также предоставит для комплекса некоторое количество оборудования и обеспечит первую загрузку катализаторов.

Предполагается, что предприятие будет расположено на правом берегу реки Лены - в районе железнодорожной станции «Нижний Бестях».

Завод будет производить порядка 5000 тонн метанола в сутки. Это около 1 миллиона 750 тысяч тонн в год. Для производства продукции будет использоваться добываемый компанией «ЯТЭК» природный газ, который будет поставляться на площадку комплекса по газотранспортной системе «Сахатранснефтегаза».

Планируется, что отгружаться готовая продукция потребителям будет в цистерны и танк-контейнеры, затем доставляться по железной дороге до порта «Находка», где на специализированном терминале будет осуществляться налив в танкеры грузоподъемностью 20-25 тысяч тонн. Конечными потребителями продукции станут предприятия Китая, Южной Кореи и Японии.

- Каковы предполагаемые сроки реализации проекта?

- В этом году завершаем технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), которое выполняем в два этапа. Первый этап завершен выбором лицензиара, на втором этапе проводим инженерные изыскания, выполним оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), пройдем общественные слушания - я надеюсь, успешно.

Также в рамках ТЭО выполним детальную проработку инженерных и технических решений, подготовим конкурсную документацию для перехода к стадии проектирования. Согласно нашим планам, строительство должно завершиться в 2021 году.

- Сможет ли общественность, наравне с представителями власти, контролировать реализацию проекта?

- Да, мы уже начали работу по информированию - как населения, общественных организаций, так и Правительства Якутии. При этом подтверждаем свою готовность вносить направленные на повышение экологичности, безопасности, надежности корректировки в технические решения - в соответствии с обоснованными предложениями общественности.

И уже есть примеры эффективного взаимодействия, например, предусмотренный замкнутый водооборотный цикл («нулевой сброс») – решение, на которое мы пошли по рекомендации Правительства Якутии и общественности - несмотря на то, что это существенно удорожает проект и достаточно редко применяется на аналогичных производствах.

- Хотите сказать, что предприятие открыто к диалогу?

- По сути, мы ведем диалог с начала ТЭО, постепенно предоставляем все новые документы, в частности, два отчета направлены в правительство республики. Договорились с общественным движением «Сир» - о регулярном обмене информацией.

Проект будет рассматриваться на публичных слушаниях. ОВОС, который мы сейчас делаем вместе с «Хальдор Топсе» и нашим подрядчиком – НИИК (Дзержинск), будет доступен в общественной приемной, которую мы откроем по нашему проекту.

Также ОВОС пройдет обязательную экспертизу в региональном Министерстве охраны природы и в одной из независимых экологических организаций, которую выберем вместе с общественностью Якутии.

- Какие технологии предусмотрены в проекте для сохранения экологии региона?

- Как я уже говорил, при проектировании предусмотрен замкнутый цикл водоснабжения, то есть все стоки будут попадать в заводские водоочистные сооружения, откуда уже очищенная вода будет направляться обратно в технологический цикл.

В результате будет образовываться небольшой объем твердых отходов в виде солей, так как они содержатся в речной воде. Соли будут вывозиться автомобильным или железнодорожным транспортом на переработку на промышленные предприятия других регионов.

Все системы газоперерабатывающего комплекса будут замкнутыми и герметичными: ни при производстве, ни при хранении продукции, ни при ее транспортировке вредные выбросы в атмосферу не будут осуществляться.

Например, при хранении метанола предусмотрена азотная подушка, которая вообще устраняет возможность контакта готовой продукции с воздухом. Согласно технологическому процессу, при производстве будут выделяться безопасные вещества: углекислый газ, водяной пар и кислород. При это предусмотрена установка специальных «улавливателей». То есть никаких канцерогенов, никаких серосодержащих соединений – ничего, естественно, выбрасываться не будет.

- Еще ключевой момент, который звучит в последнее время при общественных обсуждениях в самом районе и в Якутске: почему для реализации проекта выбрана именно эта территория - между Павловском и Нижним Бестяхом?

- Из-за логистики. Если мы выберем площадку завода в том месте, где нет инфраструктуры, то проект точно не сможет быть реализован. Если нам потребуется тратить дополнительные деньги на строительство железной дороги, автодорог, газопроводов, то проект никогда не окупится.

Что придется тогда делать? Придется всеми силами добиваться того, чтобы якутский газ попал в «Силу Сибири» и перерабатывался где-то в другом регионе - ближе к границе с Китаем.

Поэтому экономически реализовать этот проект возможно только в том месте, где сходятся железная дорога, газовая труба, автодорога и река, чтобы по ней можно было завести оборудование и организовать водозабор.

И вот такая точка находится как раз в районе Нижнего Бестяха. При этом мы убеждены, что строительство здесь абсолютно безопасно и никаких угроз в себе не несет, потому что даже по российским нормативам санитарно-защитная зона такого завода - 1 километр. Мы же планируем строить завод в 4 километрах от реки и в 3,5 километрах от ближайшего поселка. То есть мы в четыре раза перекрываем требования по санитарно-защитной зоне.

Плюс ко всему мы используем передовые технологии. «Хальдор Топсе» - лучший мировой лицензиар с точки зрения экологичности, поэтому даже эти, предусмотренные нормами требования к санитарно-защитной зоне, - они избыточны. То есть на самом деле в других странах и даже других регионах России подобные предприятия располагаются значительно ближе к поселениям и никакого вреда не приносят.

- Датская компания имеет опыт работы в подобных климатических условиях, как в Якутии? По каким параметрам выбран «Хальдор Топсе»?

- У нас работает английская компания «Amec Foster Wheeler». Это один из крупнейших мировых инжиниринговых подрядчиков, и их задача была на первом этапе технико-экономического обоснования провести сравнение технологий, предлагаемых лицензиарами.

Провести анализ нужно было по четырем группам параметров. Первое -техническая часть: расходные коэффициенты, выбросы, количество единиц оборудования, удобство будущей эксплуатации, строительства. Второе - коммерческие условия, предлагаемые лицензиарами, то есть стоимость лицензии, инженерных проработок. Третье – экономичность проекта для инициатора, то есть возможность реализации проекта по данной технологии в условиях Якутии. Четвёртое – риски, связанные с применением технологий.

По комплексу этих параметров компания «Хальдор Топсе» набрала наибольшее количество баллов, прежде всего, благодаря экологичности производства и наименьшему числу единиц оборудования, то есть их предложение удешевляет строительство.

- Какие социальные обязательства перед регионом возьмет на себя предприятие? Будут ли квотироваться, быть может, рабочие места для якутян?

- Мы готовы взять на себя обязательство по доле местных кадров на производстве. Мы уже начали обсуждать с профильными образовательными учреждениями вопросы подготовки кадров.

Единственное: сейчас у нас пока нет точного понимания по количеству требуемых сотрудников по каждой специальности. Мы поймем это уже к концу года, когда на базе генерального плана комплекса будет сформировано примерное штатное расписание. Тогда мы уже сможем говорить - и с главами муниципалитетов, и с высшими учебными заведениями, колледжами - о том, какие специалисты в какие годы нам потребуются.

- То есть потребуется подготовка специальных кадров?

- Да, это будет необходимо. И на стадии строительства нам потребуются примерно 3 тысячи работников, которые будут заниматься именно возведением этого комплекса.

Затем, после строительства, около 300 человек будут заниматься эксплуатацией. И первые специалисты должны появиться уже к 2021 году, когда мы будем завершать строительство и приступать к пуско-наладочным работам.

- Хотелось бы поинтересоваться по поводу планов ЯГПК по сотрудничеству с Мегино-Кангаласским районом. Что придет в район, что хорошего муниципалитет получит в случае реализации проекта?

- На самом деле, для того, чтобы понять, как все это будет, лучше посетить площадку, где в чистом поле был построен завод, и посмотреть, как изменилась жизнь вокруг производства, например, на Сахалине. Можно увидеть, как преобразился весь остров от реализации этого проекта и, особенно, – та его часть, которая примыкает к заводу.

Вообще, создание такого предприятия несет очень много плюсов для окружающих поселков, потому что появляются новые рабочие места, дополнительные доходы в бюджеты. Газоперерабатывающий завод выступает крупным заказчиком услуг у местных коммерческих предприятий. Соответственно, развитие получают субъекты малого и среднего предпринимательства.

Уже сейчас мы можем сказать, что заводу понадобятся услуги по доставке сотрудников, поставке оборудования, запасных частей, будет расти комплекс транспортных услуг. Предприятию понадобятся услуги по ремонту, благоустройству территории, питанию сотрудников и т.д.

Все это станет полем деятельности для частных предприятий Мегино-Кангаласского района, близлежащих муниципалитетов – Нижнего Бестяха, Павловска, Майи, Техтюра, Хаптагая, других сел и поселков.

Помимо того, сотрудники завода, получая хорошую заработную плату, будут нуждаться в жилье, досуге, оздоровительных услугах, образовательных услугах для своих детей. Таким образом, само по себе создание столь крупного предприятия дает очень много плюсов для территории и его населения.

Сейчас мы обсуждаем с руководством администрации улуса проект соглашения о сотрудничестве, в соответствии с которым рассмотрим возможность участия нашего предприятия в социальных программах муниципального образования. Прежде всего, речь идет о социально-экономическом развитии таких населенных пунктов, как Павловск, Нижний Бестях.

Дополнительно хотелось бы отметить, что мы уже предложили району несколько мероприятий, которые позволят улучшить социально-бытовой уровень жизни в его муниципальных образованиях.

За счет чего? Во-первых, у нас будет собственная генерация электроэнергии на предприятии, мы сможем использовать эту мощность как резервную - на случай аварии или каких-либо общих отключений света в районе, которые бывают, как известно, в центральной Якутии. С учетом опасности последствий отключения света в климатических условиях Якутии, резервный источник электроэнергии - это большой плюс, который позволяет населению чувствовать себя спокойно.

Также мы готовы рассмотреть производство питьевой воды, с качеством которой, как нам известно, в республике также имеются определенные проблемы. Благодаря современным очистным сооружениям мы будем готовить и питьевую, и технологическую воду. Мы могли бы снабжать качественной питьевой водой близлежащие поселки.

В целом, «Якутский газоперерабатывающий комплекс» и наше головное предприятие – «Якутская топливно-энергетическая компания» - готовы оказывать самое активное содействие социально-экономическому развитию Мегино-Кангаласского улуса.

Уверен: мы разрабатываем и планируем реализовать экологически безопасный и социально ответственный проект, который станет катализатором развития всего Заречья, в целом Центральной Якутии. Это масштабный проект, который окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие всего Дальнего Востока.

СПРАВКА «В ЯКУТИИ.РУ»

СОЛОМАТИН Денис Александрович, генеральный директор ООО «Якутский газоперерабатывающий комплекс».

Родился в 1974 году в г.Москве.

В 1996 году окончил Государственную академию управления им.С.Орджоникидзе по специальности «Экономист-системный аналитик».

С 2008 по 2010 годы обучался в Stockholm school of economics.

1999-2003 – начальник отдела стратегического планирования ООО НГК «ИТЕРА».

С 2003 по 2005 годы – заместитель начальника Управления активами и проектами компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз».

С 2005 по 2006 годы являлся заместителем начальника Управления координации восточных проектов компании «ГАЗПРОМ».

С 2006 по 2015 год работал в системе компании «СИБУР»: руководителем проекта «Амурский ГХК», директором по развитию и сырьевому обеспечению ООО «Сибур», генеральным директором ООО «Южно-Приобский ГПЗ», генеральным директором ООО «СИБУР Восток», заместителем генерального директора ОАО «СибурТюменьГаз» по развитию.

С июля 2015 по сентябрь 2016 года - вице-президент по управлению проектами и капитальному строительству компании «Полюс Золото».

В ОАО «ЯТЭК» (группа компаний «Сумма») работает с января 2017 года - заместителем генерального директора по стратегическому развитию.

Женат, воспитывает двоих детей.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦРУБРИКИ:

ЗАВОД ЯТЭК: ЗА И ПРОТИВ

2017-11-02 15:13:45

Всего просмотров: 1114

Комментарии Всего [14]


Ссылки по ключевым словам:

2018-12-11 12:16:11 - Авиакомпания «Якутия» открыла продажу авиабилетов по субсидированным тарифам на 2019 год

2018-12-11 07:00:39 - Якутия перейдет на цифровое телевещание 3 июня следующего года

2018-12-09 17:55:13 - Якутский студент - о стажировке в Герамнии

2018-12-09 10:13:22 - Общий объем доходов бюджета Якутии в 2019 году составит 188,7 млрд рублей

2018-12-08 05:27:00 - «Единая Россия» проведет форум руководителей фракций для обсуждения реализации нацпроектов

2018-12-08 05:22:16 - ЯКУТИЯ ПРЕДСТАВИТ В МОСКВЕ ПАРК ВЫСОКИЙ ТЕХНОЛОГИЙ

2018-12-07 15:20:49 - Якутия принимает активное участие во втором Всероссийском правовом диктанте

2018-12-07 03:30:10 - «Железные дороги Якутии» перевезли пять млн тонн грузов в текущем году

2018-12-07 03:28:34 - Экс-министр здравоохранения Якутии возглавил Минздрав Карелии

2018-12-07 03:27:23 - Глава Якутии и министр экономики Японии обсудили строительство моста через Лену

Собственные материалы (последние 20)

2018-12-08 06:09:56 - МЕНЯЕТСЯ РУКОВОДСТВО ГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗЫ. Удастся ли "Утуму" поставить своего человека в стратегически важный надзорный орган? [9]

2018-12-08 05:22:16 - ЯКУТИЯ ПРЕДСТАВИТ В МОСКВЕ ПАРК ВЫСОКИЙ ТЕХНОЛОГИЙ[3]

2018-12-07 06:45:10 - КАК СКАЛЛИ МАЛДЕРА «КИНУЛА». Из опытного политика сделали «свадебного сантехника»[12]

2018-12-06 16:21:15 - О ЧЕСТНОЙ И ПОРЯДОЧНОЙ "СУПЕР-МЭРШЕ" ЯКУТСКА...[10]

2018-12-06 09:55:15 - СУХАРИ ДЛЯ МЕСТНИКОВА. Стратегию развития аэропорта "Якутск" поручали разработать... кондитеру [4]

2018-12-05 04:03:39 - ПРИБЛИЖАЮТСЯ "100 ДНЕЙ"[3]

2018-12-04 18:42:19 - РОБЕРТ МАТЕВОСЯН РАСПРОДАЕТ КОТЕЛЬНЫЕ. Поможет ли экс-шефу заммэра Воробьев? [1]

2018-12-04 10:07:30 - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОРДУМЫ - ОБ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПОСЛАНИИ ГЛАВЫ ЯКУТИИ[0]

2018-12-04 09:22:17 - Люция Тойтонова: "Ил Дархан ыйааҕа - бириэмэ ирдэбилэ"[0]

2018-12-04 07:47:32 - ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ ПОМОЖЕТ МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ ЯКУТСКА[0]

2018-12-04 07:42:14 - ДНИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ПРОХОДЯТ В МОСКВЕ [1]

2018-12-03 14:01:19 - НЕМИРНЫЙ МИРНЫЙ. В зверском убийстве студента филиала СВФУ подозреваются сторонники движения "Белая сила"? СУ СКР опровергает информацию ватсапа [4]

2018-12-03 10:29:49 - ПОСЛЕ СИГНАЛА. Команда Егора Борисова пошла в атаку?[3]

2018-12-02 06:08:52 - ЧТО НЕ ТАК МЕЖДУ "МАЛДЕРОМ" И "СКАЛЛИ"? В сторонники ЕР мэр Якутска пошла без "напарника" [3]

2018-11-30 05:46:57 - АЛЬБЕРТ СЕМЕНОВ: "УКАЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЗАКЛАДЫВАЕТ ФУНДАМЕНТ БУДУЩЕГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБЩЕСТВА" [1]

2018-11-30 05:41:28 - О ПОМОЩНИКАХ ЕГОРА БОРИСОВА [1]

2018-11-28 05:26:35 - СМИ СООБЩАЮТ ОБ ОБЫСКАХ В МЭРИИ. Органы проверяют сферу культуры? [7]

2018-11-28 05:00:10 - АЛРОСУ ГОЛЫМИ РУКАМИ НЕ ВЗЯТЬ... СТЫДНО...[6]

2018-11-26 08:54:32 - ИВАН СЛЕПЦОВ: «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ – СВОЕВРЕМЕННЫЙ И ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ»[0]

2018-11-26 06:25:30 - ПОКУШАТЬ НА МИЛЛИОН. Об аппетитах и банкетах новой мэрии Якутска[16]


Разделы

БЛОГ РЕДАКТОРА

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

В ДВФО

В мире

В парламенте

В республике

В России

В столице

В улусах

ВИДЕО!

ВКРАТЦЕ

Возвращаясь к напечатанному

ЖКХ

Законодательство

КОММЕНТАРИИ

Криминал

Культура

Новости Гордумы

Ну и ну!

Образование и наука

Общество

От редакции

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

Поздравления

Политика Политика

Политика

Происшествия

ПРЯМОЙ РЕПОРТАЖ С МЕСТА СОБЫТИЙ

Сахалыы сыhыарыы

Сельское хозяйство и АПК

Скандал

Спорт

Транспорт

Экология

Экономика


Об издании